НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
     Дорогие островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ
КАЖДЫЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОЖЕТ ПОСЕЛИТЬСЯ НА ОСТРОВЕ, ПОЛУЧИТЬ СТРАНИЦ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЕМУ НУЖНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ТАЛАНТОВ И ПРЕДСТАВИТЬ МИРУ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, НАГРАДЫ. МЫ НЕ МОЖЕМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВАС БЕЗ ВАШЕГО СОГЛАСИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫ.   ДОСТАТОЧНО ВАШЕГО ЖЕЛАНИЯ ПОСЕЛИТЬСЯ   РЕГИСТРАЦИЯ  
Каратыгин В.А. в роли Гамлета. 1830
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

 

 

 

 

 

 

 

Каратыгин Василий Андреевич

знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.
- - - -
.
[26.2(10.3).1802, Петербург,-13(25).3. 1853, там же], сын Андрея Васильевича К. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внеш. торговли. Актёрским иск-вом занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом театре в роли В. А. Каратыгин в ролях: слева- Велизарий ("Велизарий" Э. Шенка); справа - Нино ("Уголино" H. А. Полевого). Фингала (одноим. трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), К. после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид" Корнеля), Ипполита ("Федра" Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петерб. Александрийского театра (1832) К.- ведущий трагик этого театра. Играл гл. роли в псевдопатриотич. пьесах: Пожарский, Ляпунов ("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Игол-кин ("Иголкин, купец Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на класси-цистской эстетике, К. подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол-у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет" Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, H. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили парадно-декоративное иск-во К., противопоставив ему любимое демократич. зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его игру,- писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина",- вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы..." (Поли, собр. соч., т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на К. Искусство артиста обрело черты естественности, психологич. глубины. "...Его игра становится всё проще и ближе к натуре...", - отмечал Белинский в статье, посвящённой исполнению К. гл. роли в драме "Велизарий" Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие К. образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836). Творчество К., тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество лит. источников и иконогра-фич. материалов, оказало положит, влияние на развитие актёрского иск-ва. К. был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в т. ч. "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Король Лир", "Корио-лан" Шекспира, и др.).

Александра Михайловна К. (урожд. К о л о с о в а) [4(16).2.1802, Петербург,- 7(19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петерб. сцене в 1818. Выступала в классицистском репертуаре (Мои-на - "Фингал" Озерова, Камилла - "Горации" Корнеля, и др.). Наибольшего успеха добилась в романтич. драмах, мелодрамах, салонных комедиях. Среди её ролей - Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера), г-жа де Лери ["Женский ум лучше всяких дум" ("Каприз") Мюссе], Елена Глинская ("Елена Глинская" Полевого).

Пётр Андреевич К. [29.6(11.7). 1805, Петербург,-24.9(6.10). 1879, там же], сын Андрея Васильевича К. Окончив Петерб. театр, уч-ще (1821), всю жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преим. в комедиях и водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал свыше 40 водевилей ("Водевили", 1937). Лучшие из них имели успех благодаря злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: "Дом на Петербургской стороне" (1838), "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони" (1838), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845), "Дядюшка о трёх ногах" (1853) и др. Ограниченность взглядов К. проявилась в водевиле "Натуральная школа" (1847), в котором он высмеял реалистич. и демократич. направление рус. лит-ры. К.- автор "Записок" (т. 1-2, 1929-30, последнее изд. 1970), в к-рых нашли отражение события театр, жизни тех лет. Актрисой петерб. сцены была также жена Андрея Васильевича, мать Василия и Петра К. Александра Дмитриевна К. (до замужества П е р-л о в а) (1777-1859).
Лит.: Лебедев В. А., "Журнал Театральный" артиста Андрея Каратыгина, в сб.: О театре, [т.] 2, Л., 1927; Карпинская E., Финкельштейн Е., О Каратыгине, "Театр", 1941, № 5; Род и н а Т., Русские романтические актёры. П. Мочалов. В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах. Сб. ст. и материалов, кн. 8, M., 1948, с. 163-91; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены, Л., 1968, с. 31 - 34, 42-45, 58 - 67; Королёвa H., П. А. Каратыгин и его "Записки", в кн.: Каратыгин П., Записки, Л., 1970. А. Я. Альтшуллер.

Театр
Авторы сайта  - Василий Бабийчук,  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук