НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
     Дорогие островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ
КАЖДЫЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОЖЕТ ПОСЕЛИТЬСЯ НА ОСТРОВЕ, ПОЛУЧИТЬ СТРАНИЦ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЕМУ НУЖНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ТАЛАНТОВ И ПРЕДСТАВИТЬ МИРУ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, НАГРАДЫ. МЫ НЕ МОЖЕМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВАС БЕЗ ВАШЕГО СОГЛАСИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫ.   ДОСТАТОЧНО ВАШЕГО ЖЕЛАНИЯ ПОСЕЛИТЬСЯ   РЕГИСТРАЦИЯ  
Качалов В. И.  в роли Тузенбаха
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

 

 

 

 

 

 

 

Качалов Василий Иванович

(Шверубович; 30.01(11.02).1875, Вильна — 03.09.1948, Москва) — артист драм. театра, мастер художественного слова. Нар. арт. СССР (1936). Лауреат Гос. премии (1943). Младший сын виленского священника о. Иоанна Шверубовича, закончив гимназию, поступил на юридический фак-т Петерб. ун-та. Еще в гимназии выступал на любительской сцене, сыграл ряд больших ролей, начиная с гоголевского Хлестакова. В Петербурге стал постоянным посетителем Александрийского театра, впитывал впечатления от игры знаменитых артистов, несколько занятий-репетиций с ним провел В. Давыдов. В 1895 выступил в своей любимой роли Несчастливцева в "Лесе" А. Островского в зале Благородного собрания. На четвертом курсе расстался с ун-том и после летнего сезона в Стрельне поступил в труппу петерб. Театра А. Суворина. В 1898—1900 работал в Казани и Саратове в Товариществе актеров под управлением М. Бородая, где премьеры следовали каждую неделю, переиграл множество ролей. Решительно пренебрег карьерой провинциального премьера и осенью 1900 поступил в МХТ, где скоро занял ведущее положение (первая роль — Берендей в "Снегурочке" Островского). Сыграл главные роли во многих постановках МХТ: Барон в "На дне" (исполнял в течение 45 лет), Тузенбах и Петя Трофимов в пьесах А. Чехова, Юлий Цезарь и Гамлет Шекспира, Чацкий А. Грибоедова, Иван Карамазов по Ф. Достоевскому, также в пьесах Островского, Л. Андреева, Г. Ибсена, К. Гамсуна и многих других. Новым сценическим жанром стало исполнение "от автора" в инсценировке "Воскресенья" Л. Толстого (1930). Актер-чтец, он строил исполнение на контрастах четких и одновременно тонких переходов "внутренних голосов", передавал движение мысли, философию, заключенные в романе. Успех роли "от автора" был подготовлен всей предшествующей работой К. на концертной эстраде. Она была для артиста "... не только важной, но и совершенно равноценной театру частью его творческой жизни", — напишет исследователь (Виленкин В. Качалов. М., 1976. С. 125). Кумир демократически настроенной интеллигенции, К. с первых сезонов в МХТ выступал в различного рода благотворительных концертах, в студенческих аудиториях с чтением А. Пушкина, А. Мицкевича, А. Блока, "Буревестника" М. Горького.

Любитель шуток, веселых историй, он был членом-учредителем кабаре "Летучая мышь", постоянным посетителем ее собраний. В паре с А. Коонен исполнял польку-мазурку, победив в соревновании на лучшее исполнение танца. В воспоминаниях сына, В. Шверубовича, рассказано об особой, пронизанной веселым творчеством атмосфере качаловского дома в начале века: "Было в этой среде определение человеческих качеств, которые я никогда и нигде не слышал, — это было слово "номерной", "номерная". Это означало способность спеть, сыграть, рассказать, сымитировать кого-нибудь" (Шверубович В. О старом Художеств, театре. М., 1990. С. 30).

Присущая К. жизнерадостность окрасила его лирико-романтический репертуар. "Вакхическая песня" Пушкина прошла через всю концертную жизнь К., записана на радио. Редкостная память, которой одарила его природа, еще развитая в процессе неустанного труда, позволила ему накопить огромный репертуар, в который входили и стихи, и проза, и драматургия. Артист свободно варьировал свои выступления, и их количество в послеоктябрьской России резко возросло, в иной вечер приходилось выступать дважды и трижды. Разительно изменилась и аудитория — рабочие, солдатские клубы требовали особого отбора репертуара; К. "... много искал и учил нового, и вспоминал, и переделывал старого" (Шверубович В. Указ. соч. С. 166). Неотразимость его природного обаяния, особый "качаловский" голос, внутренняя гармония, душевная ясность, мужественная красота покоряли зрителей, принадлежащих к разным социальным слоям. Участвует в больших филармонических концертах: в апреле 1919 в Колонном зале Дома Союзов исполнялась композиция "Манфред" Байрона с музыкой Шумана (симфонический оркестр под упр. С. Кусевицкого, К. — Манфред); в 20-е гг. "Эгмонт" Гете с муз. Бетховена.

После заграничных гастролей 1922—1924 К. все меньше занят в новых спектаклях и все больше внимания уделяет эстраде, "... именно здесь были сосредоточены его интересы, поиски и мечты" (Виленкин В. Указ. соч. С. 125). В его репертуаре Пушкин — монологи Бориса Годунова, "Келья в Чудовом монастыре", сцены из "Каменного гостя", из "Скупого рыцаря" и др., свыше 20 лирических стихотворений, фрагменты из "Руслана и Людмилы", "Полтавы". Особенно остро К. чувствовал и любил поэзию Блока, был знаком с ним лично, исполнял в разные годы более 40 его лирических стихотворений ("Голос из хора", "Опять, как в годы молодые", "Коршун", "О весна, без конца и без краю... ", "Гармоника", "Есть в напевах твоих сокровенных" и др.), поэмы "Скифы", "Двенадцать", монологи из пьесы "Роза и крест". Достигает простоты и особой музыкальности исполнения, избегает подчеркивания отдельных слов, пауз, разрывающих музыкальную кантилену. В 20-е гг. начал читать С. Есенина, в заграничных гастролях возил с собой томик стихов поэта, как "горсточку русской земли". Любил "Песнь о собаке", "Мы теперь уходим понемногу... ", "Гой, ты, Русь моя родная!", "Клен". Много работал над поэзией В. Маяковского. "Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским на даче", звучавшее у него гимном солнцу, исполнял еще в заграничных гастролях, позднее появилась целая программа: "Во весь голос", "Юбилейное", отрывок из поэмы "Про это", лирические стихи. К концу жизни увлекся поэзией Б. Пастернака и А. Ахматовой. Мощность и гибкость голоса, свободное владение разными регистрами, красота тембра, богатство оттенков и красок позволяли артисту создавать так называемые "монтажи". Еще в 10-е гг., после участия в спектакле "Братья Карамазовы", К. стал исполнять на эстраде сцену "Кошмар Ивана Карамазова" как трагический спор с чертом, которого Иван чувствует в себе самом. Исполняет шекспировские монологи Брута и Антония из трагедии "Юлий Цезарь", сцену Гамлета с Полонием, Розенкранцем и Гильденстерном, сцену из "Ричарда III" — в 40-е гг. в дуэте с А. Тарасовой — леди Анной. В таких монтажах ("На дне" — диалог Сатина и Барона, сцены из "Горя от ума", "Царя Федора" и "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого) К. был и актером, без помощи грима и костюма исполняющим несколько ролей, и режиссером, и автором композиции. "Вы на эстраде не меньше, чем Шаляпин поющий", — заметил Вл. Немирович-Данченко. В марте 1944, вскоре после прорыва блокады, выехал с группой артистов Художественного театра в Ленинград, выступал на боевых кораблях, в частях ленингр. гарнизона, в Малом Оперном театре. Осенью 1944 на большой сцене МХАТ состоялся посвященный Шекспиру вечер К. (в пользу осиротевших детей фронтовиков). Выступал в студенческих клубах — МГУ на Моховой и др., в ЦДРИ, Доме Актера, в 1946 выезжал с чтецкими программами в Ленинград. В эти годы много записывался на радио: чеховские повесть "В овраге", рассказы "Студент", "На святках", "В ссылке", "Каштанка" и др., композиция "Дон Кихот" с муз. Д. Кабалевского. В кино сыграл роль Губернатора ("Белый орел"), чтец в "Путевке в жизнь". Лауреат Олимпиады художественного чтения (1933).

Лит.: Эфрос Н. В. И. Качалов. Пг. 1920; Марков П. Театральные портреты. М., 1938; Артоболевский Г. Мастер художественного слова // Искусство и жизнь. 1940. № 9; Качалов. Записки. Письма. М., 1954; Виленкин В. Качалов. М., 1976; Дурылин С. Качалов. М.; Л. 1944; Шверубович В. О старом Художественном театре. М., 1990.

Театр
Авторы сайта  - Василий Бабийчук,  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук