НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
Островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, чтобы достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ - ТЕЛЕФОННАЯ ШИРОТА И ПОЧТОВАЯ ДОЛГОТА
Каждый желающий может поселиться на острове, получить страниц столько, сколько ему нужно для реализации своих талантов и представить миру свои произведения, достижения, награды. Мы не можем представлять Вас без вашего согласия, даже если Вы очень известны.  Мы не вправе делать за Вас выбор.   Добро пожаловать на регистрацию  -  РЕГИСТРАЦИЯ - ПОЛУЧИТЕ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО  
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

Шкафер Василий Петрович

(1867, Москва — 1. 6. 1937, Ленинград) — арт. оперы (тенор), режиссер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1925). Род. в многодетной бедной семье пом. лекаря Моск. психиатрической Преображенской больницы. С детских лет увлекался пением (обладал звонким альтом), слушал церковные певческие хоры, а также светскую хоровую музыку в исп. капеллы Д. А. Агренева-Славянского. Два года брал уроки пения на курсах Д. М. Леоновой. В ее доме познакомился с певцами Л. Донским, П. Богатыревым. Под рук. Д. Леоновой разучивал романсы М. Глинки, A. Даргомыжского, М. Мусоргского, подготовил партию Князя ("Русалка" А. Даргомыжского). Поступил в моcк. Муз.-драм. уч-ще (кл. пения Н. Андреева, по теории муз. — у С. Крутикова), затем в Муз-драм. уч-ще при Обществе искусства и литературы в кл. Ф. Комиссаржевского. Под его рук. подготовил партии Дон Жуана ("Каменный гость"), Дона Базилио ("Свадьба Фигаро"; в этой партии певца слушал К. Станиславский и с одобрением отозвался об исп.), Фауста ("Фауст"). Развитие актер. дарования Ш. во многом определило драм. искусство выдающихся актеров Малого т-ра М. Ермоловой, Г. Федотовой, А. Ленского, А. Сумбатова-Южина. В пении совершенствовался в Милане. Вернувшись в Москву, занимался у Франкетти. С успехом выступал в благотворительных концертах. В 1892 дебютировал в партии Ленского (подготовил партию под рук. дирижера Б. Плотникова) на сцене Киев. т-ра (антр. И. Сетова). Однако выступил неудачно и в труппу не был принят. В 1893—94 пел на сцене петерб. Панаевского т-ра ("Товарищество оперных артистов"), в 1894—97 — в Тифлисе. Обладал небольшим, хорошо обработанным голосом приятного тембра. Выступал преимущественно в характерных партиях.

1-й исп. партий: Моцарта ("Моцарт и Сальери"), Кабила и Мазаччио ("Ожерелье"), Наума (Пролог к опере "В 1812 году"), Бомелия ("Царская невеста"), Гагина ("Ася"), Старого деда ("Сказка о царе Салтане"); в Москве — Карла VII ("Орлеанская дева"), Шуйского ("Борис Годунов"). Лучшие партии: Бомелий ("Царская невеста"), Шуйский, Паисий, Моцарт. Др. партии: Голицын ("Хованщина"), Ерошка, Школьный учитель ("Черевички"); Бенволио, Ремендадо, Хаджи. Партнеры: С. Гладкая, П. Оленин, B. Петрова-Званцева, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова. И. Труффи.

Пел в концертах п/у А. Зилоти (Петербург).

Ш. был одним из ведущих оперных режиссеров-новаторов. В своих постановках стремился к синтезу слова, музыки и драматургии. В 1897— 1904 режиссер и солист Моск. частной рус. оперы (т-р Солодовникова). В 1904—06 и 1909—23 режиссер и солист моcк. Большого т-ра (в 1911—17 гл. режиссер, в 1917—23 пред. Совета т-ра). В 1906—09 режиссер петерб. Мариинского т-ра, в 1923—35 зав. оперной труппой — режиссер ГАТОБа. В 1928 поставил здесь "Бориса Годунова". 1-й постановщик опер: "Царская невеста" (1899). "Мадемуазель Фифи" (1903), "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" С. Рахманинова (1906), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907); в Большом т-ре — "Золотой петушок" (1909), "Вертер" (1904), "Самсон и Далила" (1917): на рус. сцене — "Дон Кихот" (1910. совместно с Ф. Шаляпиным). Лучшие постановки Ш.

— "Богема" (1911, совместно с Л. Собиновым, Большой т-р), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок". Среди др. постановок — "Сказка о царе Салтане" ( 1900), "Вильям Ратклиф" (1900), "Тристан и Изольда" (1908, совместно с Вс. Мейерхольдом, Мариинский т-р), "Хованщина" (1912, совместно с Ф. Шаляпиным), "Аида" (1917), "Боярыня Вера Шелога" ( 1933), "Снегурочка" (на сцене МАЛЕГОТа, 1934).

Под его рук. готовили партии: А. Бедлевич, H. Забела-Врубель, А. Секар-Рожанский. Э. Негрин-Шмидт, А. Ростовцева, В. Страхова и др.

В 1921—24 проф. по кл. сценич. подготовки Моск. конс.

Соч.: Настоящее и будущее акоперы //Жизнь искусства. 1926. № 1; "Китеж" на сцене б. Мариинского театра//Рабочий и театр. 1926. № 17; Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936; Памяти Л. В. Собинова// Сов. артист. 1940. № 37.

Лит.: Н-в Н. В. Н. Шкафер // Жизнь искусства. 1928. № 7. С. 8; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. —Л., 1974. С. 211, 237; Россихина В. Оперный театр С Мамонтова. — M., 1985. С. 54, 72, 73, 121, 153, 210; Копшицеp M. Савва Мамонтов. — M., 1972. С. 184, 185, 187.

Певцы
Авторы сайта  Василий Бабийчук  Об авторах  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук