НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
     Дорогие островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ
КАЖДЫЙ ЖЕЛАЮЩИЙ МОЖЕТ ПОСЕЛИТЬСЯ НА ОСТРОВЕ, ПОЛУЧИТЬ СТРАНИЦ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ЕМУ НУЖНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ТАЛАНТОВ И ПРЕДСТАВИТЬ МИРУ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, НАГРАДЫ. МЫ НЕ МОЖЕМ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВАС БЕЗ ВАШЕГО СОГЛАСИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫ.   ДОСТАТОЧНО ВАШЕГО ЖЕЛАНИЯ ПОСЕЛИТЬСЯ  РЕГИСТРАЦИЯ  
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

Василенко Сергей Никифорович

(род. 30.III.1872 в Москве, ум. 11.III.1956 там же) — сов. композитор, педагог, дирижер. Музыкой начал заниматься в детстве (уроки фп. в 8—10 лет), возобновил занятия в гимназические годы (педагоги Р. Нох, А. Гречанинов) и продолжил в период пребывания в университете (фп. — Д. Шор, теория музыки — И. Протопопов, Г. Конюс). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории (1896—1901) у С. Танеева, М. Ипполитова-Иванова (композиция), В. Сафонова (дирижирование). С 1901 начал дирижировать (в 1903—04 в Московской частной опере, бывш. С. Мамонтова). В 1906 приступил к педагогической деятельности в Московской консерватории, профессором которой (кл. композиции, инструментовки) состоял до 1956. В 1943 утвержден в ученой степени доктора искусствоведения. С 1907 по 1917 рук. и дирижер основанных им общедоступных "Исторических концертов", для которых обработал ряд рукописей старинной музыки, разысканных им в архивах Вены, Болоньи, Парижа. С первых дней Октябрьской революции деятельно участвовал в строительстве сов. муз. культуры как композитор, педагог (кроме консерватории, также в университете), лектор, дирижер, организатор муз. самодеятельности. С 1948 чл. правления СК СССР. Заслуги В. отмечены присвоением ему почетных званий нар. арт. УзССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940) и награждением орденами Ленина (1953), Трудового Красного Знамени (1943, 1946). В 1947 удостоен Гос. премии СССР. Творчество В., весьма разнообразное по жанрам и формам, развивалось в основном в русле реалистических традиций и творческих принципов рус. муз. классики, однако испытало влияние франц. импрессионизма и отразило полосу увлечения экзотикой. После Октября он уделял большое внимание музыке народов СССР. Серьезной заслугой в этом плане явилось участие в создании первых национальных муз.-сценич. произв. — узбекских оперы ("Буран") и балета ("Акбиляк"). Существенную роль в развитии сов. музыки сыграла педагогическая деятельность В., воспитавшего св. 200 учеников, в их числе Ал. Александров, Ан. Александров, М. Ашрафи, А. Козловский, В. Мухтаров, В. Нечаев, Л. Половинкин, Д. Рогаль-Левицкий, П. Чесноков и др.

Соч.: опера-кантата ."Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1903); оперы "Сын солнца" (1929), "Христофор Колумб" (соч. 1933), "Буран" (соавт. М. Ашрафи, 1939), "Великий канал" (соавт. М. Ашрафи, 1941), "Суворов" (1942); балеты "Нойя" (соч. 1923), "Иосиф Прекрасный" (1925), "В солнечных лучах" (1926), "Лола" (соч. 1926, 2 ред. пост. 1943), "Цыганы" (1937), "Акбиляк" (1943), "Мирандолина" (1949); оперетты "Поп и поручик" (соч. 1935), "Девушка из кофейни" (1938); Кантата к 20-летию Октября для сол., хора и орк. (1937), "Памяти Ленина" (муз. к монтажу) для хора и орк. (1930), 2 поэмы ("Вихрь", "Вдова") для баса с орк. (1903), "Жалобы Музы", симф. поэма для м.-с. с орк. (1916); 5 симфоний (1906, 1913, "Арктическая" — 1934), поэмы "Сад- смерти" (1908), "Эпическая" (1903), картина "Полет ведьм" (1909), сюиты "Индусская" (1927), "Туркменские картины" (1931), "Советский Восток" (1932), "Узбекская" (1943), "Украина" (1945) и др., рапсодии "Красноармейская" (1932), "Славянская" (1945), "6 славянских плясок" (1944) и др. произв. для орк.; концерты для скр. (1913, 1952), для влч. (1944), для трубы (Концерт-поэма, 1945), для фп. (1949), для балалайки (1931) с орк.; Симфония ("Итальянская") для домро-балалаеч. орк. с дух. инструм. (1934), сюита "В деревне" для орк. рус. нар. инструм. (1943); 2 квартета (1899, 1927), Фп. трио (1932), Квартет на туркм. нар. темы для дерев, дух. инструм. и мал. барабана (1930), 4 тат. нар. мелодии для гоб., кларн., фаг. и фп. (1926), Соната для альта и фп. (1923) и др. произв. для камер.-инструм. анс.; романсы (св. 200), в т. ч. "Болотный попик", "Тар", "В склепе", "Девушка пела", "Лионель", "Песня" ("Я простая девка на баштане"), "Свидание", "Пять заклинаний", Армянская серенада, "Пастораль", "Ее монолог", "Предчувствие", "Песня Офелии", "Маорийские песни", 8 япон. мелодий, "Песни трубадуров", 10 рус. Нар. песен, в т. ч. "Отставала лебедушка" (1929) и др.; хоры, в т. ч. 6 хоров (а капелла) на темы рус. нар. песен (1938), 5 хоров а капелла для смеш. хора (1944), 6 хоров а капелла на сл. рус. поэтов-классиков (1945); музыка к спектаклям, к/ф; обр. и оркестровка старин. итал. и франц. музыки, романсов Шумана, Грига, Мусоргского и др.; кн. "Страницы воспоминаний" (изд. 1948), статьи, лекции.

Композиторы
Авторы сайта  - Василий Бабийчук,  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук