НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
Островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, чтобы достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ - ТЕЛЕФОННАЯ ШИРОТА И ПОЧТОВАЯ ДОЛГОТА
Каждый желающий может поселиться на острове, получить страниц столько, сколько ему нужно для реализации своих талантов и представить миру свои произведения, достижения, награды. Мы не можем представлять Вас без вашего согласия, даже если Вы очень известны.  Мы не вправе делать за Вас выбор.   Добро пожаловать на регистрацию  -  РЕГИСТРАЦИЯ - ПОЛУЧИТЕ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО  
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

Рожанский Василий Яковлевич

философ, богослов и математик; родился в Нижнем Новгороде в 1835 г. и был сыном протоиерея; учился в местной Духовной Семинарии, а высшее образование получил в Казанской Духовной Академии, которую окончил первым студентом в 1862 г. Как "даровитейшая голова IX выпуска", Рожанский был оставлен при Академии бакалавром по кафедре математики. К сожалению, распределение доцентов совершалось исключительно по воле начальства, которое размещало, сообразуясь не с личными научными симпатиями самих молодых ученых, а всего чаще— с состоянием сумм на содержание преподавателей: монголоведа помещали на вакантную кафедру богословия, ботаника на философию и т. д. Так и Рожанскому была предоставлена кафедра математики, не бывшая, однако же, ему по сердцу : он не любил математики и скучал ее преподаванием. Тем не менее, он немало потрудился над своим предметом, разрабатывал методику математического преподавания, особенно стремился к упрощению и доступности, чем привлекал на свои лекции даже противников математики. Русским руководствам (как, напр., рукописному учебнику тригонометрии протоиерея Делицина, проф. Московской Духовной Академии) он отдавал предпочтение перед иностранными курсами. Научные симпатий еще со студенческой скамьи влекли "математика поневоле" к занятиям философией и апологетикой. Читать философские книги было для Рожанского наслаждением. Особенно замечательно для того времени, что Рожанский изучал историю философии не по курсам и учебникам, не из вторых рук, а по подлинникам, по самим сочинениям великих мыслителей, как доказал это в монографии о Декарте. Положение Рожанского при Академии было тяжело и в материальном отношении. Жалованья получал он всего 429 руб. в год; чтоб несколько повысить свой заработок, он взял на себя должность секретаря Конференции и Правления. Канцелярия не давала никакого удовлетворения, да и отвлекала от любимого дела — философии. Философские кафедры при Академии были заняты, и на них рассчитывать было нельзя. Чтобы как-нибудь выбиться из своей узкой колеи на больший простор, Рожанский задумал воспользоваться восстановлением философских кафедр в университетах. На Рожанского обратил внимание человек, весьма влиятельный в Казанском Университете, профессор русской словесности Н. Н. Булич, который до закрытия философских кафедр в 1850 г. был сам адъюнктом именно философии при Казанском Университете. По его вызову, Рожанский написал статью о философе-математике — Декарте. 19 мая 1865 г. в университетском Совете было заслушано представление Булича об откомандировании Рожанского на 2 года за границу, для подготовления к занятию кафедры философии, на счет Министерства Народного Просвещения. Булич хвалил особенно в труде о Декарте превосходный и ясный язык и определенность выражений при объяснении самых трудных вопросов. 28 мая была произведена баллотировка с удовлетворительным успехом (15 против 3) и Совет ходатайствовал о Рожанском. Но в Министерстве дело затянулось, и ходатайство не было уважено. Момент светлых надежд, просиявших было, сменился горьким разочарованием, "как будто что-то улетело от него очень дорогое"! Бедный философ стал быстро и заметно опускаться: он предался так называемой "слабости", т. е. пьянству; живой и остроумный прежде, душа своего кружка молодых бакалавров, Рожанский стал угрюм, нелюдим, избегал людей и пил в одиночку. Алкоголь и рак желудка быстро подорвали его. В марте 1867 г. он уже так ослаб, что бросил канцелярские занятия, а 11 июля того же года, всего на 31-м году, умер в Нижнем Новгороде. Его труды показывают, что в лице его безвременно, бесцельно и безвестно сгибла дельная и многообещающая философская сила.

Сочинения Рожанского: 1) "Новое или немецкое католичество" — "Духовный Вестник" (изд. в Харькове) 1864 г., т. VIII, май, стр. 1—34; 2) "Состояние протестантского богословия в конце XVIII в." — "Православный Собеседник" 1864 г., ч. I, январь, стр. 31—77, март, 332—364, ч. II, май, 222—258; 3) Декарт и его философия—"Известия Имп. Казанского Университета" 1865 г., т. I, часть неофициальная, стр. 341—384 (вышло и брошюрой).

"Православный Собеседник" 1867 г., II, стр. 254—256 (некролог); П. В. Знаменский, История Казанской Духовной Академии, вып. II, стр. 91—92; "Известия Имп. Казанского Университета" 1865 г., т. I, часть неофициальная, стр. 240—242, 249.
Рожанский Василий Яковлевич

(1835—1867) — писатель, бакалавр казанской духовной академии. Напечатал: "Состояние протестантского богословия в конце XVIII в." ("Православный Собеседник", 1864, тт. I и II), "Новое или немецкое католичество" ("Духовный Вестник", 1864, № 5), "Декарт и его философия" ("Ученые Записки Казанского Университета", 1865). Ср. "Православный Собеседник", 1867, т. II, стр. 255, и Знаменский, "История Казанской духовной академии" (вып. II, Казань, 1892).

Духовные  писатели
Авторы сайта  Василий Бабийчук  Об авторах  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук