НА ГЛАВНУЮ ПРИСТАНЬ
Каждый желающий может поселиться на острове, получить страниц столько, сколько ему нужно для реализации своих талантов и представить миру свои произведения, достижения, награды. Мы не можем представлять Вас без вашего согласия, даже если Вы очень известны.  Мы не вправе делать за Вас выбор.   Добро пожаловать на регистрацию  -  РЕГИСТРАЦИЯ - ПОЛУЧИТЕ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО  
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ?
Островитяне и гости "Острова Василиев"!  Нам недостаточно биографических сведений из энциклопедий. Если Вы встретите на острове Ваших знакомых, родственников - просим присылать нам фотографии, информацию, книги, фотокопии работ, наград и всё,  что надо сохранить для истории, чтобы достойно представить в нашем музее каждого Василия.  КОНТАКТ - ТЕЛЕФОННАЯ ШИРОТА И ПОЧТОВАЯ ДОЛГОТА
СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ
Использованная литература:
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона,    Военная энциклопедия,    История государства российского ( Карамзин Н.М.), Большая Советская Энциклопедия,  Большая русская биографическая энциклопедия,   Энциклопедия Кирилла и Мефодия,  Еврейская энциклопедия,   Энциклопедия классической музыки,    Большая энциклопедия Кольера,     Энциклопедия истории России,   Этимологический словарь русского языка (М.Фасмер),   Краткая российская энциклопедия,   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона,   CD "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия",   CD "Атлас мира - новое тысячелетие".

План базилики в Помпеях

Базилика

базиликами в древнем языческом Риме назывались общественные здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви. Слово Б. — латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: от Basileus,  — царь, царский. Это греческое название указывает на греческое происхождение подобных зданий, и действительно мы знаем, что в V в. до Р. X. существовало в Афинах здание, известное под названием Basilevs stoia. Эта "стоя" была местом судебных отправлений, и в ней, по свидетельству Павзания, "заседал архонт в течение его годичного управления государством". Есть также основание полагать, что она служила иногда местом собрания ареопага и была центром письменного афинского законодательства. О форме этого здания мы, к сожалению, ничего не знаем, потому что до нас не дошло ни развалин его, ни каких-либо описавий древних авторов. Все же исторические и археологические соображения по этому поводу представляют собой лишь более или менее вероятные гадания и потому особенного внимания не заслуживают. Несомненно только одно, что это было здание с колоннами, потому что греч. "стоя" соответствует лат. "портик", что обозначает часть здания, образуемую колоннами. Такие "стои" были не в одних только Афинах, но также в Спарте, Пирее и Агригенте. Принимая во внимание распространенность зданий этого типа в Греции, несомненное влияние греческой архитектуры на римскую и наконец, то обстоятельство, что первые Б. в Риме появляются лишь во II веке до Р. X., следовательно, почти на два с половиной века позже чем в Греции, можно принять за несомненный факт, что базиличная форма зданий была заимствована римлянами, как и многое другое, у греков. Первая Б. в Риме была построена в 184 г. до Р. X. у форума Порцием Катоном и была названа по имени своего основателя "Порциевой". Ее назначение состояло в том, чтобы заменять отчасти форум, т. е. быть местом разных отправлений общественной жизни, как, напр., судебных, политических и торговых. Она сгорела в 62-м году до Р. X.
Пример Катона нашел многих подражателей, и в Риме после него строится целый ряд базилик, каковы, напр., Фульвиева и Эмилиева, названная так по имени своих строителей, цензоров Фульвия Нобилиора и Эмилия Лепида; "Семпрониева", сооруженная Тиверием Семпронием Гракхом, и затем "Опимиева", построенная Люцием Опимием. Все эти базилики прилегали к форуму и были построены до Августа; от них теперь не осталось никаких следов. К счастью, до нас дошли остатки и развалины нескольких более поздних базилик, которые дают нам возможность сделать достоверные выводы о форме и расположении этого рода сооружений; такова, напр., базилика "Юлиева", начатая Юлием Цезарем и оконченная Августом; базилика "Ульпиева", построенная при императоре Траяне, затем колоссальная базилика Константина в Риме.
Разберем теперь вкратце дошедшие до нас римские Б. Базилика Юлиева была первоначально освящена в 46 г. до Р. X., потом отстроена вновь после пожара при Августе, затем была возобновлена Максимианом и Диоклецианом после вторичного пожара в 283 г. по Р. X., и наконец, последнее обновление ее относится к 877 году после Р. X. Она примыкает своим длинным фасадом к южной стороне форума и находится между храмом Сатурна у подножия Капитолия и храмом Диоскуров (Кастора и Поллукса) у подножия Палатина. Длина ее была около 37 саж., а ширина около 8. С восточной, короткой стороны ее расположена лестница в пять ступеней, около которой обыкновенно показывают начало сlоаса mахimа, громадной древнеримской подземной трубы, впадающей в Тибр. Б. эта была раскопана в половине нынешнего столетия итальянским археологом Каниной и теперь вся видна. Четыре продольных ряда столбов разделяют ее на пять пролетов, нефов, или кораблей, как их называют, из которых средний гораздо ниже боковых. При раскопках были найдены следы сводов, а Канина видел даже остатки второго этажа Б. на соседних домах, но дома эти теперь разобраны, и остатки, виденные Каниной, для нас исчезли. Помост Б. отлично сохранился и состоит из квадратных плит желтого, серого и красноватого мрамора. На знаменитом, гравированном на мраморе плане древнего Рима, части которого хранятся в Капитолийском музее, на стенах входной лестницы видна часть Юлиевой Б. на обломке № XII.
Одной из самых великолепных базилик Рима была Ульпиева, сооруженная греком Аполлодором Дамасским, любимым архитектором императора Траяна в 111—114 гг. по Р. X. и названная так в честь рода Ульпиев, к которому принадлежал император. Остатки ее мы до сих пор видим на форуме Траяна в Риме, около колонны этого императора. Траянов форум раскопан в настоящее время только в небольшой своей части и теперь представляет собой прямоугольную яму, над которой, как набережные над рекой, высятся прилегающие улицы нового Рима. Б. приходится поперек ямы, так что открыта ее средняя часть, а концы до сих пор еще не откопаны, и всю форму ее мы можем определить только с помощью того же плана Капитолийского музея, где она изображена на обломке XIV в. Она значительно превосходила своими размерами Юлиеву и имела около 50 сажень длины и 25 сажень ширины. В середине находилась длинная зала, обнесенная двумя рядами колонн и наружной стеной, так что, в сущности, подобно предыдущей, она была разделена колоннами на пять нефов, из которых средний, образующий залу, был очень велик и имел 11 сажен ширины. К одной из узких сторон ее примыкала большая полукруглая ниша, называемая трибуной, абсидой или конхой (раковиной) для судей; по бокам ее были расположены лестницы, ведшие в галереи 2-го этажа. По трем свободным сторонам, посередине их, было устроено по несколько выходов. Если стать лицом к абсиде, то с правой стороны Б. были две симметричные продолговатые пристройки, которые, по мнению нкоторых археологов, были хранилищами латинских и греческих книг. Они не доходили несколько до середины, оставляя свободным вход и образуя своими короткими сторонами, вместе с оставшейся свободной частью стены базилики, квадратную площадку, в центре которой стоит Траянова колонна. Основание Б. было мраморное, а кровля бронзовая. Она была так великолепна, что Константин Великий признал ее "единственным зданием во всей вселенной".
Сравнительно весьма хорошо сохранилась в нижних своих частях базилика в Помпее.
Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной — возвышение, или эстрада, для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.
Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, т. е. плоский потолок, как в наших нынешних домах.
Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее — прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III — IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.
Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида, или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала — это средний неф; проходы за колоннами и хоры — это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов — это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, т. е. окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.
Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде, покрытой обыкновенно полусферическим сводом, ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор. Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих "Promenades archeologiques" (Пар., 1880 г.) при описании Юлиевой Б. "От нее остался, — говорит он, — мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан, Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих "Филиппиках" говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Б. была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать".
Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий, присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и само название их forenses, т. е. площадные), а вторые — в домах. Кроме того, некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства, обыкновенно, никто не указывает. Торговое значение базилик не подлежит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: — "Места для базилик, — говорит он, — должны примыкать к форумам и находиться на теплой (т. е. на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимой переносить ненастье". А что они вместе с тем служили местом прогулок, вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно так же состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения бизилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным.
Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. "Знатным людям, — говорит Витрувий, — занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие атриумы, великолепнейшие перистили (см. это сл.), сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того, библиотеки, картинные галереи и базилики, столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания, и частный третейский суд"; что касается до дворцовых базилик, то, во-первых, остатки их найдены в вилле Адриана близ Тиволи, а во-вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи, и представляет собой прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной балюстрады, которая отделяла судей от присутствующих. В ней нередко сам император решал гражданские и уголовные дела, которые ему докладывались. Домициан особенно держался за эту принадлежность своей верховной власти: он хотел прослыть строгим судьей и жестоко карал других за те же самые проступки, которые он так охотно прощал самому себе.
Таковы были Б. в римском зодчестве. Вместе с падением его должна бы погибнуть и Б., как строительная форма; но она была, так сказать, подхвачена и следовательно, спасена христианством, которое стало придавать базиличную форму своим первым храмам. Влияние римских общественных Б. в этом случае несомненно. Из древнехристианского искусства Б. перешла в средневековое и, преобразовываясь и развиваясь, просуществовала, как самостоятельная и архитектурная форма, вплоть до появления стиля Возрождения.

 

Базош

(Confrerie de la Bazoche) — так называлась корпорация прокурорских клерков, возникшая в Париже в начале XIV стол. и получившая свое название по месту служения — зданию парламента, которое долго было королевским дворцом (basilica). Корпорация эта называла себя "королевством Базош" (le royaume de la Basoche), и глава ее титуловался "королем" — странный обычай присвоивать себе королевский титул существовал, как известно, во многих корпорациях средних веков. Клерками Базоши назывались чиновники судов в отличие от советников парламента или королевского суда (gens de la Cour).

 

Храм христианский

Под именем X. в православной церкви разумеется особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в православной церкви храмам усвояются различные наименования: 1)  Дом Господень. В первый раз это название встречается в правилах собора Анкирского (314 г.). 2) Дом Божий, domus Dei. Это название заимствовано из Свящ. Писания Ветхого Завета (Быт. XXVIII, 17, 19, 22) и в практике церковной встречается очень рано. 3) Basilica — царские чертоги, вошедшее в употребление после того, как Константин Великий отдал церкви некоторые общественные здания, называвшиеся базиликами, и построил новые X. по образцу базилик. 4) Церковь. Это наименование встречается уже в Свящ. Писании (Деян. XIX, 40; 1 Кор. XI, 18, 20, 22; Mф. XVIII, 17). Оно обозначает и место собрания, и самое собрание верующих. 5) Дом молитвы. В Свящ. Писании это наименование усвояется X. иерусалимскому (Mф. XXI, 23; Map. XI, 17; Лук. XIX, 46) и молитвенным домам иудеев (Деян. XVI, 13, 16); отсюда оно было перенесено и на христианские X. 6) Cобор — наименование синонимическое, conventiculum, прилагавшееся к православным X. в отличие от собраний еретических


Дом, служивший местом богослужения, переставал быть обыкновенным жилищем, или же в доме назначались для богослужения отдельные, расположенные в верхних частях дома комнаты, которые благолепно украшались. Обычай совершать богослужение в стенах частных домов долго держался и после того, как христиане получили свободу вероисповедания в Римской империи. Церковь старалась ограничить этот обычай, особенно там, где он мог повлечь за собой заметные отступления от общего строя богослужения (напр. среди еретиков и схизматиков). Нет сомнения, что у христиан первых трех веков были X. и в собственном смысле, т. е. отдельные, для богослужения предназначенные здания. Гонения первых трех веков не были непрерывны; случались более или менее продолжительные периоды покоя, которыми христиане и пользовались для устройства открытых X. Александр Север (222—235 г.) терпел христиан; около 30 лет спустя имп. Галлиен (260 г.) возвратил христианам X., занятые язычниками. С тех пор число церквей начинает возрастать. Оптат Милевийский насчитывает до сорока обширных X. в одном Риме. Евсевий, изображая благоденствие христиан во время продолжительного покоя, предшествовавшего гонению Диоклетиана, говорит, что вследствие умножения за это время числа христиан в каждом городе строились новые обширные X. Эдикт, которым началось гонение Диоклетиана (303 г.), направлен против христианских X. и повелевает разрушать их. В это гонение был разрушен и знаменитый X. никомидийский.

Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подражая в этом X. иерусалимскому, построенному на горе Mopиa, равно как и общему обычаю древних народов. Алтарем X. строятся на восток, по тому же побуждению, по которому христиане вообще обращаются в молитве на восток. Форма храмов с древних времен была очень разнообразна. Наиболее употребительными и излюбленными формами издревле служат продолговатая, наподобие корабля (, oblonga), и крестообразная . Издревле также употребляются формы круглая (rotunda) и осьмиугольная (осtосhоrа, octaedra, octogona). К наружным особенностям храмов относятся куполы или главы, устраиваемые в большем или меньшем числе (большей частью — пять), колокольни или звонницы и кресты на главах. По внутреннему своему устройству и расположению христианский X. делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. О притворе — см. это слово. Средней частью X. называется та, которая расположена между притвором и алтарем. В древности ей усвоялось наименование navis, так как она представляет собой подобие корабля. Другие названия указывают на назначение этой части X. (oratorium). Принадлежности этой части X. — амвон (см.); архиерейский амвон устрояется среди X. и имеет две или более ступени; он называется также облачальным местом, так как на нем архиерей облачается, пребывает в продолжение известной части литургии и совершает некоторые службы (напр. молебен, панихиду). На архиерейском амвоне ставится обыкновенно седалище, называемое кафедрой (см.). Далее идут солея (см.), клиросы (см.), иконостас (см.). Принадлежности алтаря (см.) — престол, горнее место и жертвенник. Кроме одежд, престол (см.) имеет еще следующие принадлежности: а) илитон (см.), б) антиминс (см.), в) дарохранительницу (см.), г) крест (см.) и д) Евангелие. В некоторых церквях над престолом устраивается сень или балдахин, иначе называемый кuвopиeм (см.). Именем горнего места обозначается седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействия архиерей. Ему усвояется также наименование архиерейского трона или кафедры. Обычай усвоять особое место для архиерея восходит ко временам апостолов. По свидетельству Евсевия, первый епископ иерусалимский, Иаков, брат Господень, имел такое место, которое Евсевий называет апостольским престолом. То же передает св. Григорий Богослов о св. евангелисте Марке, бывшем епископом в Александрии. Впоследствии горнему месту было усвоено таинственное знаменование небесного трона или кафедры вечного Первосвященника, И. Христа; поэтому на стене выше горнего места ставится иногда изображение И. Христа в архиерейском одеянии. С древних же времен от горнего места по обеим сторонам престола устрояются седалища для пресвитеров, участвующих в священнослужении.

 

 

Базилика
Авторы сайта   Василий Бабийчук Об авторах  Людмила Тысячная    ©    WEB дизайн Василий Бабийчук